Мифология
Древней Греции

НИМФЫ

   В греческой мифология божества природы, её живительных и плодоносных сил. Различают Нимфы рек, морей, источников (водные Нимфы: океаниды, нереиды, наяды, озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Нимфы ясеня). Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Нимфами считались водные, по античным лексикографам, слово «нимфа» означает «источник». Нимфы — очень древние божества. Самые древние Нимфы — мелиады, или мелийские Нимфы, родившиеся из капель крови оскоплённого Урана (Hes. Theog. 187). Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды, Имена водяных Нимф большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии (каталог океанид у Hes. Theog. 346 — 360 и нереид, там же, 340—262). Некоторые Нимфы имеют вполне антропоморфный облик (напр., Калипсо). От браков Нимф с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Нимфы обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей (Ноm. II. XX 4 — 12). Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (напр.. Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют (Paus. VI 22, 7), предсказывают будущее (IX 3, 9). На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а затем Дафны — одной из горных нимф (X 5, 5). Нимфы насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками (Soph. Antig. 1130).

  Речная нимфа. Скульптура К.-М. Клодиона. Терракота. 1770 - 80-е годы. Москва, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина.

Святилища Нимф находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Гомеровское описание пещеры нимф на Итаке (Hom. Od. XIII 102 — 112) получило символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате «О пещере нимф». Изображались в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек.